Программа Соловушки

Комплекс основных характеристик
дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Направленность

программы.

Дополнительная

программа

«Соловушки»

(общеразвивающая)

общеобразовательная
художественной

-

направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и

осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О
внесении

изменений

в

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённый приказом Министерства просвещения России от
9 ноября 2018 г. № 196»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
6. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря

2018

г.

№3);

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р).
9. Устав и локальные нормативные акты МАДОУ «Терентьевский детский
сад».
Актуальность программы. Пение – один из любимых детьми видов
музыкальной

деятельности,

обладающий

большим

потенциалом

эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению
у

ребенка

развивается

эмоциональная

отзывчивость

музыкальные способности: интонационный

на

музыку

звуковысотный

слух,

и
без

которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и
динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно
осуществляется

общее

развитие,

формируются

высшие

психические

функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический
процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание,
кровообращение,

эндокринная

система

и

других,

важно,

чтобы

голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы
ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые

на

занятиях

по

вокальному

пению,

оказывают

оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
Педагогическая
формирование

умений

целесообразность.
певческой

Программа

деятельности

и

обеспечивает

совершенствование

специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые

навыки. Занятия вокалом развивают художественные способности детей,
формируют

эстетический

вкус,

улучшают

физическое

развитие

и

эмоциональное состояние детей.
Отличительные особенности программы состоят в ее практической
значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую
деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских
навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и
эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого
самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного
вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности.
Дополнительная
«Соловушки»

общеобразовательная

соответствует

общеразвивающая

стартовому

программа

(ознакомительному)

уровню

сложности.
Программа

является

модифицированной,

по

типу

построения

концентрической.
Адресат

общеобразовательной

общеразвивающей

программы.

Поданной программе могут заниматься дети старшей и подготовительной
группы детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст

детей

5-7 лет. Комплектование состава группы

детей

осуществляется в свободной форме и по желанию ребенка. Наполняемость
группы 10-15 человек.
Объем и сроки освоения программы.
Программа вокального кружка «Соловушки» рассчитана на два года
обучения и предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 67 занятий в
год.
Количество лет
2
-

Количество месяцев
18
Каникулярный период
-

Количество недель
72
4

Продолжительность учебного года.
Начало учебного года – 01.09.2023 г.
Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
Режим занятий
Год
обучения

Продолжительность
занятия

1
2

30 мин.
30 мин.

Количество
занятий в
неделю
2 раза
2 раза

Количество Количество
часов в год
часов в
неделю
2 часа
72 часа
2 часа
72 часа

Учебный план
занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Соловушки»
Номер
раздела

Название
раздела

1
2

Вводное занятие
Музыкальная
подготовка
Развитие
музыкального
слуха
Развитие
ритмического
слуха
Работа над
дикцией
Работа над
вокалом
Работа над
репертуаром
Итоговое
занятие
ИТОГО:

3

4

5
6
7
8

Количество часов
1 год обучения (стартовый
2 год обучения (стартовый
уровень)
уровень)
Всего
теор
прак
всего
Теор
Прак
1
1
0
1
1
0
7
4
3
12

5

7

7

0

7

7

3

4

5

0

5

7

2

5

7

0

7

19

2

17

25

0

25

18

0

18

26

0

26

1

0

1

1

0

1

72

17

55

72

1

71

Организационные формы обучения.
Форма обучения по программе – очная.
Программа предлагает разные виды занятий:

1. Беседа, в ходе которой излагаются теоретические сведения. Данные
сведения

иллюстрируются

примерами,

поэтическими

наглядными

и

пособиями,

музыкальными
презентациями,

видеоматериалами.
2. Практические занятия, где дети разучивают песни композиторовклассиков, современных композиторов.
3. Занятие-постановка, репетиция, где отрабатываются концертные
номера, развиваются актерские способности детей.
4. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, родителей, педагогов и гостей.
5. Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов.
Формы

работы

могут

быть

со

всем

коллективом,

подгруппами,

художественно-

эстетической

индивидуально.
Цель

программы:

формирование

культуры дошкольника и создание условий для развития певческих
способностей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Задачи программы:
Образовательные:
-

формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной

культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая
характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию песни);
- учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;

-

развивать

музыкальные

способности

и

музыкально-слуховые

представления через целостное и дифференцированное восприятие средств
выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты,
движения, поза исполнителя).
Воспитательные:
-

поддерживать

интерес

к

восприятию

песен,

содействовать

эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
- побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной
отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению
(песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы,
гнева), импровизации песни, танца, марша).
Учебно-тематический план занятий.
Первый год обучения.
№
п\п
1.

Разделы

Теория

Практика

Всего

Раздел 1.
Вводное занятие.

1

0

1

1.1.

Тема 1. Объяснение
целей и задач
вокального кружка.

1

0

1

2.

Раздел 2.
Музыкальная
подготовка.

4

3

7

2.1

Тема 1. Музыкальные
звуки.

2

1

3

2.2

Тема 2. Знакомство с

1

1

2

музыкальной

Форма
контроля
Опрос в
устной форме
во время
занятий
Опрос.
Наблюдение
Опрос,
Наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
наблюдение,
практическое
задание

терминологией.
Опрос,
наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание

2.3

Тема 3. Анализ песен

1

1

2

3.

Раздел 3.
Развитие
музыкального слуха.

5

7

12

3.1

Тема 1. Развитие
гармонического
слуха.
Тема 2. Различие
высоты
звука
и
направления
движения.

2

1

3

1

1

2

3.3

Тема 3. Развитие
певческого голоса с
правильным
звукообразованием.

1

1

2

Опрос,
наблюдение,
практическое
задание.

3.4

Тема
Интонационнофонетические
упражнения.

4

1

1

2

Опрос,
практическое
задание

3.5

Тема
5.
Интонирование
трезвучий.
Тема 6. Работа над
глиссандо.
Тема 7. Музыкальнодидактические игры.
Раздел 4.
Развитие
ритмического слуха.

0

1

1

0

1

1

0

1

1

3

4

7

Тема1. Знакомство с
разнохарактерной
музыкой.

1

1

2

Наблюдение,
практическое
задание
Практическое
задание.
Практическое
задание
Опрос,
наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание

3.2

3.6
3.7
4.

4.1

Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание

Тема 2. Ритмический
рисунок, долгие и
короткие звуки.
Тема 3. Ритмические
игры и упражнения.
Тема 4. Вокальное
воспроизведение
ритмического
рисунка.
Раздел 5.
Работа над дикцией.

1

1

2

0

1

1

0

1

1

1

5

6

Тема 1. Работа над
артикуляционным
аппаратом.
Тема 2.
Артикуляционная
гимнастика
по
системе
В.Емельянова.
Тема
3.
Артикуляционные
упражнения.
Тема 3. Подготовка
речевого аппарата к
работе над развитием
голоса.
Тема 4. Развитие
образного мышления,
мимики,
эмоциональной
отзывчивости.
Раздел 6. Работа над
вокалом.

1

1

2

0

1

1

0

1

1

Практическое
задание

0

1

1

Наблюдение,
практическое
задание

0

1

1

Практическое
задание

1

17

18

6.1

Тема 1. Певческая
установка. Дыхание.

1

1

2

6.2

Тема
Интонирование

2.

0

1

1

6.3

Тема

3.

0

1

1

Опрос,
наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Практическое

4.2

4.3
4.4

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6.

Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание,
наблюдение.
Опрос,
практическое
задание
Практическое
задание

Интонирование
поступенного
и
скачкообразного
движения
мелодии
вверх и вниз.

задание

Тема 4. Пение лёгким
звуком в подвижном
и
напевно
в
умеренном темпах.
Тема 5. Расширение
диапазона детского
голоса
Тема
6.
Использование
на
практике пройденных
ранее тем.
Тема 7. Закрепление
пройденных тем.
Раздел 7. Работа над
репертуаром.

0

1

1

Практическое
задание

0

1

1

Практическое
задание

0

6

6

Практическое
задание

0

6

6

0

18

18

Тема
1.
Формирование
сценической
культуры.
7.2 Тема 2. Продолжение
работы
над
развитием
голоса
детей.
7.3 Тема
3.
Совершенствование
исполнительского
мастерства.
7.4 Тема 4. Репетиция
концертного
репертуара.
7.5 Тема 5. Генеральная
репетиция.
7.6 Тема 6. Концертное
выступление.
8
Раздел 8
Итоговое занятие
ИТОГО:

0

2

2

Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание

0

2

2

Наблюдение,
практическое
задание

0

6

6

Наблюдение,
практическое
задание

0

4

4

Наблюдение

0

2

2

Наблюдение

0

2

2

Наблюдение

0

1

1

Мониторинг

17

55

72

6.4

6.5

6.6

6.7
7.

7.1

Содержание программы.
1 Раздел. Вводное занятие. (1ч.)
Тема 1. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Теория. Беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2 Раздел. Музыкальная подготовка. (7 ч.)
Тема1. Музыкальные звуки.
Теория. Беседа, прослушивание музыки.
Практика.

Развитие эмоциональной отзывчивости на песни разного

характера. Упражнение «Воздушный шар».
Тема 2. Знакомство с музыкальной терминологией.
Теория. Знакомство с понятиями: мажорный и минорный лад, высота звуков,
характер музыки, темп, динамика.
Практика. Прослушивание музыки, музыкальный анализ.
Тема 3. Анализ песен.
Теория. Знакомство с понятиями: вступление, куплет, припев, проигрыш,
пауза.
Практика. Прослушивание песен, музыкальный анализ.
3 Раздел. Развитие музыкального слуха. (12 ч.)
Тема 1. Развитие гармонического слуха.
Теория. Знакомство с понятиями: один звук, терция, трезвучие.
Практика. Определение и исполнение голосом мажорного трезвучия,
терции, одного звука. Упражнения «Матрешка2, «Сколько нас поет?».
Тема 2. Различие высоты звука и направления движения.
Теория. Беседа.
Практика.

Прослушивание

музыки.

Пропевание

мелодии.

Умение

показывать рукой высоту и направление звука. «Звуки музыки» Р. Роджерс,

песня «Пой со мной».
Тема 3. Развитие певческого голоса с правильным звукообразованием.
Теория. Беседа.
Практика.

Использование

артикуляционной

гимнастики

по

системе

В.Емельянова. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос).
Тема 4. Интонационно-фонетические упражнения.
Теория. Беседа о понятии «рисование» голосом.
Практика. Пение с показом рук. Использование карточек для работы руками
по извлечению звука. Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной
последовательности. Упражнения «По волнам», «Качели», «По кочкам».
Тема 5. Интонирование трезвучий.
Практика.

Удерживание

интонации

на

повторяющихся

звуках.

Выравнивание гласных и согласных звуков с правильной певческой
артикуляцией.
Тема 6. Работа над глиссандо.
Практика. Исполнение голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
показом движения рукой. Исполнение в среднем и низком регистрах.
Длительное пение звука «У» со сменой силой звучания.
Тема 7. Музыкально-дидактические игры.
Практика. Работа над распознаванием и исполнением звуков по высоте, над
умением удерживать интонацию на одном звуке. «Птицы и птенчики»
(«Музыкальный букварь Ветлугиной»).
4 Раздел. Развитие ритмического слуха. (7 ч.)
Тема 1. Знакомство с разнохарактерной музыкой.
Теория. Беседа.
Практика. Прослушивание музыки, ритмический анализ.
Тема 2. Ритмический рисунок, долгие и короткие звуки.

Теория. Беседа.
Практика. Работа над распознаванием ритмического рисунка в попевках.
Тема 3. Ритмические игры и упражнения.
Практика. Прохлопывание в ладоши ритмического рисунка. Прибаутка
«Барашеньки-крутороженьки», песенка-дразнилка «Андрей-воробей», «Я иду
с цветами».
Тема 4. Вокальное воспроизведение ритмического рисунка.
Практика. Работа над точным вокальным исполнением ритмического
рисунка.
5 Раздел. Работа над дикцией. (7 ч.)
Тема 1. Работа над артикуляционным аппаратом.
Теория. Беседа о важности четкого проговаривания текста в песне.
Практика. Проговаривание звуков с разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением,
не повышая голоса). «Говорил попугай попугаю», «Тигры», «Вёз корабль
карамель», «Кит-рыба».
Тема 2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
Практика. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм,
пению, которые способствуют правильному звукообразованию. Упражнения
«Обезьянки», «Весёлый язычок».
Тема 3. Артикуляционные упражнения.
Практика. Пение попевок на одном звуке с четким проговариванием слов.
Обыгрывание интонацией образа и показывание действия в песни. «Няня
мылом мыла Милу…», «Сорок сорок ели сырок».
Тема 4. Подготовка речевого аппарата к работе над развитием голоса.
Практика. Работа над развитием певческого голоса, с правильным
звукообразованием. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок, «Паровоз» короткий вдох, долгий выдох, «Машина»- вибрация губ, «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Тема

5.

Развитие

образного

мышления,

мимики,

эмоциональной

различных

эмоциональных

отзывчивости.
Практика.

Работа

над

использованием

выражений: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
6 Раздел. Работа над вокалом. (19 ч.)
Тема 1. Певческая установка. Дыхание.
Теория. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с
основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Практика. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Работа над правильным дыханием между музыкальными фразами и перед
началом пения.
Тема 2. Интонирование.
Практика. Работа над точным интонированием трезвучий, над удерживанием
интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных
звуков. Пение с правильной певческой артикуляцией.
Тема 3. Интонирование поступенного и скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
Практика. Работа над пением естественным голосом, без напряжения.
Работа над правильным дыханием между музыкальными фразами и перед
началом пения.
Тема 4. Пение лёгким звуком в подвижном и напевно в умеренном темпах.
Практика. Выразительное исполнение песен естественным звуком, с
выполнением логические ударений в музыкальных фразах, отчётливое
пропевание гласных и согласных в словах.
Тема 5. Расширение диапазона детского голоса.
Практика. Работа над точным попаданием на первый звук. Работа над
умением слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение
мелодии. Работа над самостоятельным попаданием в тонику.
Тема 6. Использование на практике пройденных ранее тем.

Практика. Продолжение работы над исполнением естественным голосом,
без напряжения, с правильным дыханием между музыкальными фразами и
перед началом пения. Выразительное пение с передачей динамики не только
от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. Выполнение пауз, точная
передача ритмического рисунка, с логическими (смысловыми) ударениями в
соответствии с текстом песен. Пение лёгким, подвижным звуком, напевно,
широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Тема 7. Закрепление пройденных ранее тем.
Практика. Работа над чистым интонированием при поступенном движении
мелодии, удерживание интонации на одном повторяющемся звуке, точное
интонирование интервалов. Работа над точной передачей ритмического
рисунка мелодии хлопками во время пения. «Храбрый портняжка»,
«Золушка и сестры» А. Евтодьевой, «Гроза».
Тема 8. Работа над исполнением песни в унисон, а капелла.
Практика. Отработка переноса согласных, ведение звука, как ниточка.
Работа над развитием у детей выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно. «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.
7 Раздел. Работа над репертуаром. (18 ч.)
Тема 1. Формирование сценической культуры.
Практика. Работа над сценической культурой речи и движениями. Пение
под фонограмму.
Тема 2. Продолжение работы над развитием голоса детей.
Практика. Плавное исполнение, с отработкой чистоты звучания каждого
интервала. «Волк и красная шапочка», «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
Тема 3. Совершенствование полученных навыков.
Практика. Продолжение работы над исполнением естественным голосом,
без напряжения, с правильным дыханием между музыкальными фразами и
перед началом пения. Совершенствование умения вовремя начинать пение

после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чистое
интонирование в заданном диапазоне. Закрепление навыков хорового и
индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
Тема 4. Совершенствование исполнительского мастерства.
Практика. Совершенствование сценической культуры. Обучение детей
работать с микрофоном.
Тема 5. Репетиция концертного репертуара.
Практика. Репетиция песенного репертуара, который будет звучать в
концерте. Пение с микрофоном и со сценическими движениями.
Тема 6. Генеральная репетиция.
Репетиция песенного репертуара для концерта в костюмах с микрофоном и
сценическими движениями.
Тема 7. Концертное выступление.
Практика. Повторные концертные выступления.
8 Раздел. Итоговое занятие (1ч.)
Практика. Подводится итог накопленных знаний за период обучения.
Мониторинг.
Учебно-тематический план занятий.
Второй год обучения.
Теория Практика Всего

№
п\п
1.

Разделы

Раздел 1.
Вводное занятие.

1

0

1

1.1.

Тема 1. Объяснение
целей и задач
вокального кружка.

1

0

1

2.

Раздел 2. Развитие
музыкального слуха.

0

7

7

2.1

Тема
Интонационно-

0

2

2

1.

Форма
контроля
Опрос в
устной форме
во время
занятий
Опрос.
Наблюдение
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое

2.2

фонопедические
упражнения.
Тема
2.
Интонирование
интервалов.
Тема 3. Закрепление
полученных
ранее
навыков.
Раздел 3. Развитие
ритмического слуха.

задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание

0

2

2

0

2

2

0

5

5

Тема 1. Пение с
точной
передачей
ритмического
рисунка.
Тема 2. Развитие
чувства ритма.

0

2

2

Практическое
задание

0

2

2

Практическое
задание

4.

Раздел 4.
Работа над дикцией.

0

7

7

4.1

Тема
1.
Четкое
проговаривание
текста, включая в
работу
артикуляционный
аппарат.
Тема 2.
Развитие полученных
навыков.
Тема 3. Закрепление
полученных навыков.
Раздел 5. Работа над
вокалом.

0

2

2

Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание

0

2

2

Практическое
задание

0

2

2

0

25

25

Тема 1. Расширение
диапазона детского
голоса.
Тема 2. Работа над
правильным
дыханием в пении.
Тема
3.
Совершенствование
вокальных навыков.

0

2

2

0

2

2

0

20

20

Практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание

2.3

3.

3.1

3.2

4.2

4.3
5.

5.1

5.2

5.3

Наблюдение
Практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание

6.

Раздел 6. Работа над
репертуаром.

0

26

26

6.1

Тема 1. Побуждение
детей к активной
вокальной
деятельности.
Тема
2.
Выразительное
пение.
Тема 3. Закрепление
вокальных навыков.

0

5

5

0

5

5

0

7

7

Тема 4. Репетиция
концертного
репертуара.
6.5 Тема 5. Генеральная
репетиция.
6.6 Тема 6. Концертное
выступление.
7
Раздел 7
Итоговое занятие
ИТОГО:

0

4

4

Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение

0

2

2

Наблюдение

0

2

2

Наблюдение

0

1

1

Мониторинг

1

71

72

6.2

6.3

6.4

Содержание программы.
1 Раздел. Вводное занятие. (1ч.)
Тема 1. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Теория. Беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2 Раздел. Развитие музыкального слуха. (7 ч.)
Тема 1. Интонационно-фонопедические упражнения.
Практика. Формирование звучания голоса в разных регистрах, показывая
высоту звука рукой.

Работа над правильной певческой артикуляцией.

«Лягушка и кукушка».
Тема 2. Интонирование интервалов.

Практика. Работа над точным интонированием интервалов с правильным
звукоизвлечением.
Тема 3. Закрепление полученных ранее навыков.
Практика. Закрепление умения выстраивать голосом звуковую линию.
Закрепление умения детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного
музыкального действия. Использование карточек для работы руками по
извлечению звука.
3 Раздел. Развитие ритмического слуха. (5 ч.)
Тема1. Пение с точной передачей ритмического рисунка.
Практика. Интонирование интервалов с точной передачей ритмического
рисунка мелодии хлопками во время пения.
Тема 2. Развитие чувства ритма.
Практика. Использование упражнений по выработке точного восприятия
ритма. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, барабан,
ложки).
4 Раздел. Работа над дикцией. (7 ч.)
Тема 1. Четкое проговаривание текста, включая в работу артикуляционный
аппарат.
Практика. Проговаривание текста с разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением,
не повышая голоса), с обыгрыванием образа и показа действия. Петь на
одном звуке.
Тема 2. Развитие полученных навыков.
Практика. Развитие певческого голоса, способствование правильному
звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовка
речевого аппарата к работе над развитием голоса.
Тема 3. Закрепление полученных навыков.

Практика. Закрепление умения детей чётко проговаривать текст, включая в
работу

артикуляционный

аппарат.

мышления,

мимикой,

различных

эмоциональных

Работа

эмоциональной
выражений:

над

развитием

отзывчивостью.
грустно,

образного

Использование

радостно,

ласково,

удивлённо и.т.д.
5 Раздел. Работа над вокалом. (25 ч.)
Тема 1. Расширение диапазона детского голоса.
Практика.

Работа

над

точным

попаданием

на

первый

звук,

над

самостоятельным попаданием в тонику. Развитие «цепного» дыхания, работа
над умением интонировать на одном звуке, над связыванием звуков в
«легато». «Теремок» Л. Олифировой, «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной.
Тема 2. Работа над правильным дыханием в пении.
Практика. Формирование более прочного навыка дыхания, укрепление
дыхательных мышц, способствование появлению ощущения опоры на
дыхании, тренировка артикуляционного аппарата.
Тема 3. Совершенствование вокальных навыков.
Практика.

Пение

естественным

звуком

без

напряжения.

Чистое

интонирование в удобном диапазоне. Пение акапелла, под аккомпанемент,
под фонограмму. Умение слышать и оценивать правильное и неправильное
пение, самостоятельно попадать в тонику. Самостоятельное использование
навыков исполнительского мастерства, сценической культуры.
6 Раздел. Работа над репертуаром. (26 ч.)
Тема 1. Побуждение детей к активной вокальной деятельности.
Практика. Закрепление умения петь в унисон, а капелла, пропевать звуки,
используя движения рук. Отрабатывание переноса согласных, тянуть звук
как ниточку.
Тема 2. Выразительное пение.

Практика. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно. Продолжение развития умения у детей петь
под фонограмму и с микрофоном. Формирование сценической культуры
(культуры речи и движения).
Тема 3. Закрепление вокальных навыков.
Практика.

Повышение

эмоционального

жизненного

благополучия,

умения

тонуса,

настроения

раскрепощаться.

детей,

Закрепление

вокальных навыков детей.
Тема 4. Репетиция концертного репертуара.
Практика. Репетиция песенного репертуара, который будет звучать в
концерте. Пение с микрофоном и со сценическими движениями.
Тема 5. Генеральная репетиция.
Практика. Репетиция песенного репертуара для концерта в костюмах с
микрофоном и сценическими движениями.
Тема 6. Концертное выступление.
Практика. Повторные концертные выступления.
7 Раздел. Итоговое занятие (1ч.)
Практика. Подводится итог накопленных знаний за период обучения.
Мониторинг.
Планируемые результаты программы.
В результате прохождения программы, учащиеся первого года обучения
должны:
Знать:
- музыкальную терминологию;
- музыкальные понятия о характере произведений;
- ритмический рисунок;
- о правильном дыхании в пении, вокальной артикуляции.

Уметь:
- петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него,
удерживать дыхание до конца фразы;
- усваивать ритмический рисунок, движение мелодии;
- змоционально откликаться на музыкальные произведения, понимать их.
Владеть:
- навыками пения;
- навыками эмоционально-выразительного исполнения;
- навыками сценического исполнения.
В результате прохождения программы, учащиеся второго года обучения
должны:
Знать:
- сценическую культуру (культуру речи и движений);
- этапы подготовки к выступлениям;
Уметь:
- петь песни естественным голосом;
- чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и
на кварту;
- петь под фонограмму и с микрофоном со сценическими движениями.
Владеть:
- простейшими навыками ритмичной игры на музыкальных инструментах;
- навыками исполнительского мастерства, сценической культуры.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график (Приложение)
Условия реализации программы

1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Соловушки»
 Направленность программы – художественная
 Год обучения –первый год
 Количество учащихся – 10-15 человек
 Возраст учащихся – 5-7 лет
2. Адрес места осуществления образовательного процесса
 652206, РФ, Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный округ,
с. Терентьевское, улица Стадионная, д. 2.
3. Продолжительность учебного года
 Начало учебного года – 01.09
 Окончание учебного года – 31.05
 Количество учебных недель 36 недель
4. Сроки контроля:
 входной – с 01-10.09
 промежуточный – 15-25.12
 итоговый - 10-20.05
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 января - Новогодние праздники;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
Обеспечение учебным помещением.
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм
и правил.
Кадровое обеспечение.
Реализацию данной дополнительной общеразвивающей программы
осуществляет музыкальный руководитель.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы необходимо:
- музыкальное оснащение;
- шумовые инструменты;
- сценические костюмы.

Технические средства:
- электропианино;
- ноутбук;
- микшер;
- пульт;
- колонки;
- микрофоны.
Методическое обеспечение.
Для успешного достижения цели и решения задач, поставленных в данной
программе, имеются:
- музыкально-дидактические игры;
- упражнения для разучивания песен;
- упражнения для обучения игре на детских музыкальных инструментах;
- пособия с комплексами дыхательной и артикуляционной гимнастик;
- программы, сценарии концертов;
- сборники песен, попевок.
Применяемые методы и приёмы обучения:
1. Приемы разучивания песен в три этапа:
 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный
прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
 работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по
одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
 пение песни с полузакрытым ртом;
 пение песни на определенный слог;
 проговаривание согласных в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
 настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

 остановка на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;
 анализ направления мелодии;
 использование элементов дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
 выразительный показ (рекомендуется акапельно);
 образные упражнения;
 оценка качества исполнение песни
Критерии и формы оценки качества знаний.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится
диагностика освоения программы (входная, промежуточная, итоговая), что
позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в
работе с детьми, проводить их корректировку. Входная диагностика
проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) – это оценка
исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного
процесса. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного
года (декабрь) – это оценка качества усвоения учащимися содержания
программы в период обучения после начальной аттестации до итоговой
аттестации. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (май) и
позволяет оценить уровень освоения учащимися образовательной
программы.
Эффективным способом проверки реализации программы является
итоговое занятие – исполнение песен со сценическими движениями.
Формой подведения итогов по дополнительной общеразвивающей
программе выбран: концерт.

Портрет выпускника, окончившего обучение по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Соловушки»
В конце обучения при усвоении данной программы учащийся получит
следующие знания, умения:

1. Учащиеся знают артикуляционные упражнения.
2. Владеют пением без сопровождения, под фонограмму, с микрофоном.
3. Самостоятельно исполняют репертуар, используя сценическую культуру
(культуру речи и движений);
4. Умеют чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на
квинту и на кварту.
5. Обладают простейшими навыками ритмичной игры на музыкальных
инструментах.
Словарь терминов.
1. Вокал (или пение) – самое древнее музыкальное искусство, которое
заключается в исполнении мелодии с помощью голоса человека.
2. Музыкальный слух – это способность различать и запоминать
музыкальные звуки разной высоты;
3. Чувство ритма – это способность точно воспроизводить
ритмический рисунок мелодии, то есть, исполнять мелодию,
выдерживая все длительности нот;
4. Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.
5. Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение
звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное
попадание в ноты.
6. Ритм - организация музыки во времени. Ритмическую структуру
музыкального сочинения образует последовательность длительностей.
7. Ритмический рисунок - последовательность длительностей звуков,
отвлеченная от их высоты.
8. Темп – скорость в музыке, с которой исполняется произведение.
9. Пауза - временное молчание, перерыв в звучании музыкального
произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса.

10. Динамика – совокупность понятий и нотных обозначений, связанных
с оттенками громкости звучания.
11. Вступление - раздел, предшествующий главной теме произведения
или одной из его частей и подготавливающий её появление.
12. Куплет - часть песни, включающая одну строфу текста и одно
проведение мелодии (напева). Куплет повторяется в течение песни с новыми
строками поэтического текста, при этом мелодия может оставаться
неизменной.
13. Припев - часть песни, повторяемая в неизменном виде после каждого
куплета.
14. Проигрыш предшествующая

музыкальная фраза, инструментальная

основной

части

музыкального

вставка,

произведения,

либо

связывающая собой несколько его частей; мелодия соединяющая запев и
припев.
15. Музыкальный интервал - это расстояние между двумя нотами или
звуками.
16. Глиссандо - музыкальный термин, штрих, означающий плавное
скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект.
Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через
все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном
инструменте
17. Акапелла - вокальная партия, исполняемая без музыкального
сопровождения.
18.

Сценическая

культура

-

личностное

качество

исполнителя,

обеспечивающее реализацию художественного содержания произведения
искусства в процессе его исполнения на сцене с целью решения задачи
приобщения

к

искусству

массового

зрителя.

Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М.
Просвещение, 1982г.
6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное
воспитание № 9, 1988г.
11.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
12. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка,
2004г.
13.Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
14. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению
детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».