Содержание I. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4. 1.1.5. 1.1.6. 1.1.7. 1.1.8. 1.2. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.3.1. 2.3.2. III. 3.1.2 3.1.3. 3.2. 3.2.1. 3.2.2. Целевой раздел Пояснительная записка………………………………………………………...…3 Обоснование необходимости данной программы…............................................…...3 Актуальность………………………………………………………………….……..3 Практическая значимость…………………………………………………….......3 Связь с существующими программами по данному направлению………………………………………………………………….……...4 Цель и задачи программы………………………………………………………...4 Отличительные особенности программы……………………………………….5 Возрастные особенности детей……………………………………………....................................................5 Режим занятий…………………………………………………………………….6 Прогнозируемые результаты и способы их проверки.......................................6 Содержательный раздел…………………………………………………….……7 Тематическое планирование……………………………….................................7 Календарныйграфик……………………………………................................….10 Содержание программы………………………………….……………………...10 Первый год обучения (5-6 лет)………………………………………………….10 Второй год обучения (6-7 лет)………………………………………………….16 Организационный раздел………………………………………………………..22 3.1.Методическое обеспечение программы……………………...………….....22 3.1.1. Средства обучения…..…………………………………………………….22 Методы и приемы………………….…………………………………………….22 Педагогические условия……………..………………………………………….23 3.1.4.Связь программы с образовательными областями и участниками реализации программы……………………………………………………….…23 Календарно-тематическое планирование……...……………...........................25 Первый год обучения……...…………………………………………………….25 Второй год обучения…………...………………………………………………..32 Список литературы………………………………………………………………38 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Обоснование необходимости данной программы В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); 2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»; 5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); 6. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3); 2 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); 9.Устав и локальные нормативные акты МАДОУ «Терентьевский детский сад». 1.1.2. Актуальность Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. 1.1.3. Практическая значимость Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре 3 на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора. 1.1.4. Связь с существующими программами по данному направлению Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Мне понравилось в этих программах то, что они дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих возможностей детей. Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. 1.1.5. Цели и задачи программы Цель создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры на ДМИ Задачи: Обучающие: 1. Знакомить детей с музыкальной культурой и инструментами, приёмами игры на детских музыкальных инструментах. 2. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах. 3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 4. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. 5. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни. Воспитательные: 4 1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. 2. Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности, творческую инициативу. 3. Воспитывать сознательное отношение между детьми. Развивающие: 1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. 2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание. 3. Развивать мышление, аналитические способности. 4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук. 5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма. 6. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. 1.1.6. Отличительные особенности программы Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проведена индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На основании диагностических исследований составлен перспективный план работы на год и соответственно ему разработано календарное планирование занятий. 1.1.7. Возрастные особенности детей Наполняемость учебных групп регламентируется комплектованием учебных групп дополнительного образования и составляет 10-12 человек в группах старшего дошкольного возраста: от 5 до 6 и от 6 до 7 лет. 1.1.8. Режим занятий Режим деятельности по программе «Оркестр Карла Орфа» предусматривает 2-х разовое посещение занятий в неделю в дневной отрезок времени, продолжительностью 25 минут с детьми от 5 до 6 лет, 30 минут с детьми от 6 до 7 лет. Программа состоит из двух разделов (для детей от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 76 занятий для каждой группы в год. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в 5 ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели. 1.2. Прогнозируемые результаты и способы их проверки В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать: формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее; развитию общих и музыкальных способностей. развитию интереса к игре на музыкальных инструментах. воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности; В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими представлениями: познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения; приемами игры на различных музыкальных инструментах; навыками ансамблевого исполнения; научатся понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения. Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, городских конкурсах и фестивалях. Этапы работы: 1 этап Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте. 2 этап Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д. 3 этап Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению. II. Содержательный раздел 2.1. Тематическое планирование № Тема 6 Час ы 1. 2. 3. 4. 5. Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (forte- piano). Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброво-ритмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). 7 4 4 6 6 4 6. 7. 8. 9. Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. 8 4 4 5 6 10. Тема: «Природные и самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. 11. Тема: «Я - исполнитель». Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. 12. Тема: «Рождение музыкальных звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре –импровизации на самодельных музыкальных инструментах. 13. Тема: «Шумовые инструменты». Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. 9 5 6 6 6 14. Тема: «Все мы музыканты – вот нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективного музицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. 15. Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. Итого: 2.2. Календарный график Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы I полугодие II полугодие Количество Количество Период Период недель недель 03.09.2022 – 09.01.202319 недель 2 17 недель 29.12.2022 31.05.2023 дня Сроки организация промежуточного контроля реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ I полугодие II полугодие 02.10.2022 - 13.10.2022 4 6 76 Общее количество недель в учебном году 38 16.04.2023 – 27.04.2023 2.3. Содержание программы 2.3.1. Первый год обучения (дети от 5 до 6 лет) Цели и задачи года: развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных 10 тембров (быстро – медленно); контрастной динамики (громко – тихо); контрастной звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор). Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок. Формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании. Раздел 1 № Вид деятельности 1. Пальчиковые игры. 2. 3. 4. Методические рекомендации Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. Звучащие жесты Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д. Речевое Прочитать стихотворение в ритме и музицирование сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства. Музыкально – Надо двигаться друг за другом, ритмические никого не обгоняя и не отставая от игры и других. Сигналом к смене упражнения. направления движения станет изменение громкости звучащей музыки. Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки. Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега 11 Репертуар «Сорока – сорока» р.н.п. Игры с именами Хлопаем в такт Сенокос» Ходьба с остановками Бег с остановками 5. Игра в оркестре, ансамбле. регулируется темпом музыки. Хлопаем, затем играем на палочках Сиртаки с постепенным ускорением темпа. М.Теодоракис Раздел 2 № 1. 2. 3. 4. 5. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола. Звучащие жесты Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов. Речевое Чувствовать и воспроизводить в музицирование хлопках ритм стихов. Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм. Музыкально – Развивать у детей представление о дидактические ритме. игры и Методика применения: педагог упражнения. исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм., при повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок песни. Игра в оркестре, Разучиваем песню. Принцип игры ансамбле. и пения «эхо» (повтор за педагогом) Репертуар «Дождик» «Слово на ладошках» Е.Попляновой «Помидоры» «Яблонька» Т. Ермолова Ритмические кубики Музыкальный материал: песенки – попевки «Сорока» , «Андрейворобей». «Весёлый оркестр» Т.Сафонова Раздел 3 № 1. 2. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами. Звучащие жесты Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, 12 Репертуар «Сорокасорока» «Прятки» р.н.п. Игра «Здравствуйте» 3. Речевое музицирование 4. Музыкально – ритмические игры и упражнения. 5. Игра в оркестре, ансамбле. зубками, губками и носиком. Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл. Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма. Хлопаем в такт «Ай, ду-ду» р.н.п. Чередование бега и остановок Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой Раздел 4 № 1. 2. 3. 4. 5. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста. Звучащие жесты Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого. Речевое Читать текст в ритме, сопровождая музицирование движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. Музыкально – Ребенок смотрит на ритмическую дидактические карточку и хлопками, на игры и металлофоне или шумовых упражнения. инструментах воспроизводит ритмический рисунок. Игра в оркестре, Знакомимся с произведением. ансамбле. Пытаемся ритмически передать игру всех героев. 13 Репертуар «Дождик» «Прятки» «Тихие и громкие ладошки» «Сенокос» «Волк» Игра «Сыграйка» «Песня друзей из м/ф «Бременские музыканты» Г.Гладкова Раздел 5 № 1. 2. 3. 4. 5. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое. Звучащие жесты Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию. Речевое Повторять упражнения музицирование самостоятельно без показа взрослого. Музыкально – Совершенствование чувства ритмические метроритма у детей. игры и Педагог говорит о том, что сегодня упражнения. дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета. Игра в оркестре, ансамбле. Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма. Репертуар «Прятки» «Очки» «Прыг, скок по ладошке» «Ай, ду-ду» «Ты - мороз» «Палочки весёлые» Мелодия рнп «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой. Сиртаки М.Теодоракиса «Песня друзей» Г.Гладкова Раздел 6 № 1. 2. 3. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их. Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены. Звучащие жесты Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками. Речевое Развивать внимание, чувство музицирование ритма, координацию. 14 Репертуар «Очки» «Сорока – сорока» «Моё имя» «Как на горке снег!» 4. Музыкально – дидактические игры и упражнения. 5. Игра в оркестре, ансамбле. Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями. Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко. «Сложи словечко» Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой Раздел 6 № 1. 2. 3. 4. 5 Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев. Звучащие жесты Импровизационное отхлопывание ритма польки. Речевое Развивать внимание, чувство музицирование ритма, координацию. Музыкально – Знакомство с новыми ритмические движениям рук – «фонариками» игры и в сочетании с легкими упражнения. подскоками. Игра в оркестре, ансамбле. Отрабатывает игру с паузами. Репертуар «Дождик» «Кисточка» 1 часть Полька М.Глинки «Тили – бом» «Цынцы – брынцы – бубенцы» РНП «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М.А. Давыдовой. «Весёлые палочки» И.Туманян Раздел 7 № 1. 2. Вид Методические рекомендации деятельности Пальчиковые Повторить игры, выполнив их по игры. показу ребёнка. Звучащие жесты Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, 15 Репертуар «Прятки» «Кисточка» «Молоточки» М.Андреевой 3. Речевое музицирование 4. Музыкально – дидактические игры и упражнения. Игра в оркестре, ансамбле. 5. ладошками, шлепками и т.д. Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание. «Ай, ду – ду» «Тили бом» Ритмические кубики «Сложи словечко» «Песенка друзей» Г.Гладков «Весёлые палочки» Раздел 8 № 1. 2. 3. 4 5. Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой. Плавно двигать кисть руки влево, вправо. Звучащие жесты Тактирование слов «звучащими жестами» Речевое Развивать умение воспроизводить музицирование ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. Музыкально – Движения выполняются в ритмические соответствии со звучанием каждой игры и части музыкальной пьесы: на упражнения. тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением. Игра в оркестре, Учимся правильно держать и ансамбле. извлекать звук из бубна. Репертуар «Качаем лодочку» Прыг - скок «Волк» «Тук – тук» «Мама отдыхает» «Звонкие бубны» И.Туманян 2.3.2. Второй год обучения (дети от 6 до 7 лет) Цели и задачи года: формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Артикуляционно–телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших 16 остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах. Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере. Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы. Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки. Раздел 1 № 1 Вид деятельности Пальчиковые игры. 2 Звучащие жесты 3 Речевое музицирование 4 Моделирование элементов музыкального языка 5 Игра в оркестре, ансамбле. Методические рекомендации Развивать моторику больших пальцев. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, потом левой Импровизационные движения руками под музыку. Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи. Декламация всех текстов в различных темпах. От очень медленного, до очень быстрого. Исполнение любого движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя. Добиваемся лёгкости в исполнении. Репертуар «Большой палец» р.н.п. «Туки – туки» муз. К.Ковалина «Маляр» Речевое и двигательное моделирование темпа «Вальс – шутка» Д.Шостаковича Раздел 2 № 1 Вид деятельности Пальчиковые игры. Методические рекомендации Репертуар На первую строчку постукивать кулачком правой руки по левой ладони, на вторую то же движение, но сменить руки, на третью ставить поочерёдно кулачёк на кулачёк, на четвёртую поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома «Строим дом» 17 2 3 4 5 Речевое музицирование Моделирование элементов музыкального языка Игра в оркестре, ансамбле. Импровизация Развивать внимание, координацию, чувство ритма. Частота символов (пульса) обозначает скорость движения. (быстро, умеренно, замедляя, ускоряя, медленно) Чередуем игру взрослого и детей. Отрабатываем точность ударов. Развиваем инструментальную импровизацию. «Едет мышка на ежах» р.н.п. Графическое моделирование темпа Полька М.Глинки «Детская симфония» И.Гайдна Раздел 3 № Вид деятельности 1 Звучащие жесты 2 Речевое музицирование 3 Музыкально – дидактические игры 4 Моделирование элементов музыкального языка 5 Игра в оркестре, ансамбле. Методические рекомендации Репертуар Песенка – команда с проговариванием тематических цепочек на проигрыщ (лимон – апельсин, банан – мандарин) Развивать внимание, чувство ритма, координацию. Дети слушают песню в записи или в исполнении ребенка и отмечают ритмический рисунок игрой на барабане. Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела. «Хлопай – топай» муз. С.Перкио Отрабатываем одновременное звучание «тутти» «Тамбурин» Рамо «Котенька – коток» р.н.п. «Барабанщики» Двигательное метрирование Раздел 4 № 1 Вид деятельности Пальчиковые игры. 2 Звучащие жесты 3 Моделирование Методические рекомендации Репертуар Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое левой Речевая поддержка ритма Импровизация в звучащих жестах в песенке – приветствии. Учимся тактировать «звучащими «Оса» «Бабушка» 18 Игра «Эхо» С.Сломивица Графическое 4 5 элементов музыкального языка Игра в оркестре, ансамбле. Импровизация жестами» Выкладываем картинками размеры 2/4, ¾, 4/4. Совмещаем движения и игру на палочках. Учимся танцевальным импровизациям метрирование. Тактирование. Марш Е.Марченко Норвежский танец Э.Грига Раздел 5 № 1 Вид деятельности Звучащие жесты 2 Речевое музицирование 3 Музыкально– дидактические игры 4 Игра в оркестре, ансамбле. Импровизация 5 Методические рекомендации Репертуар Показ и сочинение собственных жестов. Развитие слухового внимания, ритмичности. «Раз, два, три, ну-ка повтори» «Фома и Тимошка» Вовлекать детей в музыкальную деятельность, связан-ную с восприятием и воспроизведением контрастных (громко, тихо) динамических оттенков музыки. Развивать динамический слух, навыки исполнения динамических оттенков, внимание, слуховую сосредоточенность, муз. вкус. Импровизационная игра на инструментиах. Учимся синтетическому жанру импровизации. Кто скорей? Полька «Трик – трак» И.Штрауса Турецкое рондо В.Моцарта Раздел 6 № 1 Вид деятельности Пальчиковые игры. 2 Звучащие жесты 3 Речевое Методические рекомендации Развиваем моторику указательных пальцев. Покачиваем указательными пальцами правой и левой руки вправо и влево. Дети импровизируют жестами эпизоды рондо на фоне общего рефрена. Развитие ритмичности, 19 Репертуар «Тики – так» «Всяк играет и поёт» «Лиса по лесу 4 5 музицирование Моделирование элементов музыкального языка Игра в оркестре, ансамбле. координации, внимания. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Затем, можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий. Отрабатываем в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю. ходила» Моделирование ритма (Длинные и короткие звуки) «Аннушка» Чешская полька Раздел 7 № 1 Вид деятельности Звучащие жесты 2 Речевое музицирование 3 Музыкально – дидактические игры 4 Моделирование элементов музыкального языка Методические рекомендации Репертуар Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей. Закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов. Водящий достаёт картинки с музыкальными инструментами и портретами композиторов, игрокам надо находить их у себя на карточках и закрывать. Цель игры - собрать полный горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных ряда, тот и выиграл! Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными Регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели, горка), «Колючие слова» Е.Попляновой 20 «На стене часы висели» И.Михайлова Игра «лото» Звуковысотное моделирование (речевое, графическое, пространственное) 5 Игра в оркестре. ансамбле дети изучают выразительные возможности регистров своего голоса. В графическом присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок. Учимся играть и дирижировать. Итальянская полька С.Рахманинова Раздел 8 № 1 2 Вид деятельности Пальчиковые игры. Речевое музицирование 3 Моделирование элементов музыкального языка 4 Импровизация Методические рекомендации Репертуар Учимся сочетать слова и жесты. «Пчёлки» «Червячки» «Стало теплее» Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере. Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами. Моделирование голосом, движением тела, рукой в воздухе усиление и затихание звука. Танцевальная импровизация «Апрель» Динамическое моделирование (речевое, двигательное, пространственное) «Танец Анитры» Э.Грига Раздел 9 № 1 2 Вид деятельности Звучащие жесты Речевое музицирование Методические рекомендации Ритмические разминки с включением синкопы и пунктирного ритма. Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения. Развитие внимания и чувства 21 Репертуар Песенка – зарядка «В огороде поспевают» «Едем на тележке» 3 4 5 Музыкально – дидактические игры Моделирование элементов музыкального языка Игра в оркестре. ансамбле ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки. Свободное и осмысленное исполнение мимики и пластики для создания игрового оригинального образа. Придумать свой неповторимый «звон» бубенчиков, выложив их ритмический рисунок. Знакомство с двухчастной, трёхчастной и формой рондо. Сочиняем игру друг для друга. «Дирижёр» «Бубенчики» Моделирование музыкальной формы. Юмореска А.Дворжак III. Организационный раздел 3.1. Методическое обеспечение программы 3.1.1. Средства обучения Движения под музыку (хлопки, притопы, шлепки); Ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; Творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); Импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); Свободный обмен инструментами по желанию детей; Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкальнослуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); Формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях; 3.1.2. Методы и приемы метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка,позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру. побуждения, предложения, 22 совместного поиска, наблюдения, помощи. 3.1.3. Педагогические условия, необходимые для успешной реализации программы : развитие интереса к игре на музыкальных инструментах; воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности; последовательное усложнение музыкально-ритмической деятельности, обеспечение перспектив развития творчества воспитанников; целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость; отбор музыкальных произведений для изучения; введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач; смена видов музыкальной деятельности в течении года; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр. 3.1.4. Связь программы с образовательными областями и участниками реализации программы 1 Совместная деятельность педагога с детьми: - наблюдение: -рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов - чтение художественных произведений и стихотворений, их озвучивание. - слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков; - дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.) Сказки: • Русская народная сказка «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз, солнце и ветер» (в обработке М. Булатова) • английская народная сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка» 23 • «Сказка о громком барабане» С. Могилевская. • русская народная сказка «Теремок», «Колобок». - музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха - непрерывная образовательная деятельность (НОД) Темы: 1. Звук – знакомый незнакомец. 2. Откуда берется звук? 3. Звуки музыкальные и шумовые. 4. Деревянные истории. 5. В стеклянном королевстве. 6. Зимушка хрустальная. 7. Снова музыка играет, к Гному в гости приглашает. 8. Музыкальный сундучок. 9. Музыка вокруг нас. 10. Проделки мышат. 11. Ансамбль. Стихи, потешки: («Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца). Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д. 24 Продуктивная деятельность педагога работа с бросовым материалом. планирование деятельности по изготовлению музыкальных игрушекинструментов практическая деятельность по созданию музыкальных игрушек-инструментов и творческой импровизации на них. 2 Самостоятельная деятельность детей - сюжетно – ролевые игры - рисование музыки 3 Взаимодействие и просветительская работа с родителями. - Консультативный материал 4 4. Работа с воспитателями ДОУ -Практическая консультация. -Презентация. 3.2. Подбор материала, необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т.д. Знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных инструментов; Изготовление самодельных музыкальных инструментов. «Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер» Консультации: «Ваш домашний оркестр» «Как научить ребенка любить музыку». Наглядная информация: «Самодельные музыкальные инструменты» Ребусы и загадки про музыкальные инструменты Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». Календарно-тематическое планирование 3.2.1. Первый год обучения № Колво часов Тема 25 Дата проведения занятий план факт 1. Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. 2. Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. 3. Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. 26 4 4 6 4. Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (fortepiano). 5. Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброворитмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). 27 6 4 6. Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. 7. Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. 28 4 4 8 8. Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. 9. Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. 1 Тема: «Природные и 0. самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. 29 5 6 5 1 Тема: «Я - исполнитель». 1. Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. 1 Тема: «Рождение музыкальных 2. звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре – импровизации на самодельных музыкальных инструментах. 30 6 6 1 Тема: «Шумовые инструменты». 3. Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. 1 Тема: «Все мы музыканты – вот 4. нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективногомузицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. 1 Тема: «Самодельные 5. музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. Итого: 31 6 4 6 76 3.2.2. Второй год обучения № Тема 1. Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. 2. Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. 3. Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. 32 Колво часов 4 4 6 Дата проведения занятий план факт 4. Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (fortepiano). 5. Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброворитмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). 33 6 4 6. Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. 7. Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. 34 4 4 8. Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. 9. Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. 1 Тема: «Природные и 0. самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. 35 5 6 5 1 Тема: «Я - исполнитель». 1. Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. 1 Тема: «Рождение музыкальных 2. звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре – импровизации на самодельных музыкальных инструментах. 36 6 6 1 Тема: «Шумовые инструменты». 3. Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. 1 Тема: «Все мы музыканты – вот 4. нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективногомузицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. 1 Тема: «Самодельные 5. музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. Итого: 37 6 4 6 76 Список литературы 1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973 2. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985 3. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976 4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978 5. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй. Введение в Орф-педагогику. – М., 2013 6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор– Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки» 7. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986 8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990 9. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983 10. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997 11. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994 12. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. 1993.- № 9 13. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год 14. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 15. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999. 38