Программа Цвет творчества

Комплекс основных характеристик
дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённый приказом Министерства просвещения России от
9 ноября 2018 г. № 196»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
6. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018 г. №3);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
9. Устав и локальные нормативные акты МАДОУ «Терентьевский детский
сад».
Изобразительное творчество является одним из древнейших
направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно
только помочь ему разбудить в себе творческие способности.
Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных предметов,
удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки
и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их
2

характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Цвет творчества» соответствует стартовому уровню сложности.
Направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Цвет творчества» - художественной
направленности.
Актуальность Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное
занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно
выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты,
предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять,
уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно чтото получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или
повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов
получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у
него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько
развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить
детей к творчеству.
Педагогическая целесообразность. Важное условие развития ребенка
– не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного
бросового материала и нестандартных изотехнологий. Нетрадиционная
техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно
в этом заключается педагогическая. Нетрадиционные техники рисования
дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Отличительной особенностью программы является использование
нетрадиционных методов и способов развития детского творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы
для нетрадиционного характера рисования. В свою очередь нетрадиционное
рисование доставляет детям массу положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в
качестве оригинальных художественных материалов.
Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы
«Цвет творчества»
3

По данной программе могут заниматься дети дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор детей добровольный на
основании заявления родителей (законных представителей).
Возраст учащихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.
Прием детей в группы – добровольный и производится на основании
письменного заявления родителей (законных представителей). Специальных
требований к знаниям и умениям, состоянию здоровья учащихся при приеме
в творческое объединение нет. Количество детей в группе 10 - 20 человек.
Объем и сроки освоения программы
Продолжительность образовательного цикла – один учебный год.
Общая продолжительность обучения составляет 72 часа.
Количество лет

Количество месяцев

Количество недель

1

9

36

Форма обучения по программе – очная.
Год
обучения
1

Режим занятий
Продолжительность Количество
занятия
занятий в
неделю
30 мин.
2 раза

Количество Количество
часов в
часов в год
неделю
2 часа
72 часа

Длительность занятия 30 минут. При определении режима занятий
учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования (СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вступили с 01.01.2021 г.)
Цель
– развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные задачи:
 Познакомить с приемами нетрадиционной техники рисования с
использованием различных материалов;
 формирование изобразительных умений и навыков.
Развивающие задачи:
 способствовать развитию творчества, фантазии, воображения,
эстетического вкуса средствами изобразительной деятельности;
 развитие
мелкой
моторики
рук,
глазомера.
Воспитательные задачи:
4

 воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
 Воспитывать
культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.
Ожидаемые результаты освоения программы
и механизмы оценивания
По окончанию освоения программы, дети будут знать:
разные
техники нетрадиционного рисования
различных материалов;
технику безопасности во время занятий.

с

использованием

Будут уметь:
использовать
в
изобразительной
деятельности
разнообразные
графические средства и нетрадиционные способы рисования;
сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания
законченного образа.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Методы и приемы образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь используются
информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная
художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная
работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая
ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с
материалом (обучение, дидактические игры, обыгрывание незавершенного
рисунка, наблюдение).
2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности
используются эвристический и исследовательский методы: создание
проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений,
рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
Формы
подведения
итогов
образовательной программы:

реализации

дополнительной

1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в детском саду.
Взаимодействие с родителями
Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и
вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства
5

«детский сад — семья». Данная цель реализуется через следующие задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу
взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия воспитателя по реализации программы «Цвет
творчества» с родителями: -доброжелательный стиль общения педагога с
родителями; -индивидуальный подход; -сотрудничество, а не настойчивость;
-серьёзная подготовка (любое, даже самое небольшое мероприятие по работе
с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить); -динамичность.
Родители воспитанников являются активными участниками мероприятий
ДОУ, непременными помощниками, основными партнерами педагогов.
Содержание программы
Учебный план
занятий по дополнительной общеразвивающей программе
«Цвет творчества»
№
п/п
1.
2.

Наименование разделов
Вводное занятие
Рисование восковыми
мелками и акварелью

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0,5
0,5
4

0,5

3,5

3.

Шаблонография

4

0,5

3,5

4.

Пальчиковое рисование

4

0,5

3,5

5.

Рисование на мокром листе

4

0,5

3,5

6.

Печать

4

0,5

3,5

7.

Рисование штрихом

4

0,5

3,5

8.

Граттаж

4

0,5

3,5

9.

Рисование свечой

4

0,5

3,5

10. Витраж

4

0,5

3,5

11. Смешивание цветов

4

0,5

3,5

12. Тычки жёсткой полусухой
кистью

4

0,5

3,5

13. Кляксография

4

0,5

3,5

14. Раздувание краски

4

0,5

3,5

15. Оттиск скомканной бумагой

4

0,5

3,5
6

16. Монотипия

4

0,5

3,5

17. Рисование мозаичными
мазками

4

0,5

3,5

18. Набрызг

4

0,5

3,5

19. Рисование ладошками

4

0,5

3,5

20. Итоговое занятие

1
72

9,5

1
62,5

Итого

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
7

Теория: Основы инструктажа по технике безопасности. Выявление уровня
развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Практика: беседа по содержанию инструктажа; тестирование.
Раздел 2. Рисование восковыми мелками и акварелью
Теория: Техника рисования восковыми мелками и акварелью.
Практика: Изображение летнего тёплого дождя, рисование капли восковыми
мелками, покрывание акварельными красками, рисовать по-сухому.
Раздел 3. Шаблонография
Теория: Изучение предметов, похожие на геометрические фигуры.
Практика: Изображение животных с помощью шаблонов различных
геометрических фигур.
Раздел 4. Пальчиковое рисование
Теория: Знакомство с техникой «Пальчиковое рисование».
Практика: Рисование цветов с помощью пальчиков.
Раздел 5. Рисование на мокром листе
Теория: Знакомство с техникой рисования.
Практика: Рисование «моря», «неба», используя технику рисования по
мокрому.
Раздел 6. Печать
Теория: Знакомство с техникой рисования «Печать».
Практика: Рисование «осеннего ковра», «полянки» способом «печать
растений».
Раздел 7. Рисование штрихом
Теория: Знакомство с техникой рисования «штрихом».
Практика: изображение себя при помощи штриха – линии, которая может
быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой.
Последовательность рисования портрета.
Раздел 8. Граттаж
Теория: Знакомство с техникой рисования «граттаж».
Практика: Подготовка фона для будущей композиции (растереть свечу по
поверхности листа, а сверху покрыть тушью чёрного цвета). Изготовление
рисунков в данной технике: снежинки, лес.
Раздел 9. Рисование свечой
Теория: Знакомство с техникой рисования свечой.
Практика: Нанесение рисунков кусочком свечи, покрытие рисунков
акварельной краской «Морозные узоры», «Мое настроение».
Раздел 10. Витраж
8

Теория: Знакомство с техникой «Витраж».
Практика: Рисование картин в технике «витраж» «Морское царство», «Мои
животные».
Раздел 11. Смешивание цветов
Теория: Знакомство с техникой рисования.
Практика: Смешение красок, разукрашивание
зонтиков, цветов.

бумажных

заготовок:

Раздел 12. Тычки жёсткой полусухой кистью
Теория: Знакомство с техникой рисования «тычки жёсткой полусухой
кистью».
Практика: Рисование «дружеского салюта» - (рисование линии, исходящие из
одной точки в произвольном направлении, на концах лучей способом
«тычок» изображение разноцветных огоньков). Рисование самостоятельных
рисунков в данной технике.
Раздел 13. Кляксография
Теория: Знакомство с техникой рисования «кляксография».
Практика: Рисование кляксы на листе бумаги краской. Рассматривание
получившегося пятна и дорисовывание в узнаваемый предмет.
Раздел 14. Раздувание краски
Теория: Знакомство с техникой рисования «раздувание краски».
Практика: Рисование несуществующего животного (капнуть жидкой краской
на лист бумаги, направить конец соломинки в середину пятка и с усилием
раздуть его в разные стороны). Рисование контура туловища, глаз, ушей и
т.д.
Раздел 15. Оттиск скомканной бумагой
Теория: Знакомство с техникой рисования «оттиск скомканной бумагой».
Практика: Рисование цветов необычным способом – напечатывание
кусочком скомканной бумаги. Соединение изображений во - едино.
Раздел 16. Монотипия
Теория: Знакомство с техникой рисования «монотопия».
Практика: Изображение бабочки, кошечки в данной технике рисования.
Раздел 17. Рисование мозаичными мазками
Теория: Знакомство с техникой рисования мозаичными мазками.
Практика: Рисование простым карандашом животных, раскрашивание
рисунков «рыбка», «дракоша» с помощью мазков в данной технике
рисования.
Раздел 18. Набрызг
Теория: Знакомство с техникой рисования «набрызг».
9

Практика: Рисование изображений «Звездное небо», «Моя фантазия» с
помощью разбрызгивания краски зубной щёткой.
Раздел 19. Рисование ладошками
Теория: Знакомство с техникой «рисование ладошками».
Практика:
Рисование
кистью
предметов,
украшение
изображениями ладошек «Чудо-дерево», «Жарптица»..

рисунков

Раздел 20. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов за год. Оформление выставки детских работ.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

Условия реализации программы
Обеспечение учебным помещением
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и
правил, утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (вступили с 01.01.2021 г.)
Кадровое
обеспечение.
Реализацию
данной
общеразвивающей программы осуществляет педагог
образования.

дополнительной
дополнительного

Методическое обеспечение
Материально - техническое обеспечение  Оборудованное помещение
изостудии; Веб камера, ноутбук, проектор, столики с подсветкой; Наборы
для рисования Эбру;  Кисти, цветная бумага, картон, пластилин;
Карандаши; Ножницы; Песок, трафареты; Краски, гуашь;
Наглядные пособия.
Словарь терминов
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими
красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в
декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом
смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый
и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала
для более значительной работы или ради упражнения. В отличие
от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах;
то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т. д.).
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное
художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение,
выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека
11

или предмета.
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению
естественной или преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается
изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике,
скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине.
Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они
составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Список литературы для педагога
12

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М.:
Академия, 2002. — 320 с.
2. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на
занятиях по изобразительно- му искусству [Текст] / С. М. Вайнерман. — М.,
2001.
3. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. Петровского.
— М.: Академия, 1997. — 496 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций
[Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 2002. — 336 с.
5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст] /
А. А. Грибовская. — М.: Просвещение, 2004.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н.
Дружинин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
7. Дубровская Н. В. Аппликации из гофрированной бумаги [Текст] / Н.
В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
8. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству [Текст] / Н. В.
Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
9. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки [Текст] / Н. В. Дубровская. —
СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.
10. Дубровская Н. В. Витраж [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
11. Дубровская Н. В. Мозаика [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
12. Дубровская Н. В. Коллаж [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
13. Дубровская Н. В. День защитника Отечества [Текст] / Н. В.
Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
14. Дубровская Н. В. Новый год и Рождество [Текст] / Н. В.
Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2016.

Приложения
13

Приложение №1
Календарный учебный график
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Цвет творчества»
1.1. Направленность программы – художественная
1.2. Год обучения – 1 год
1.3. Количество учащихся – 18 человек
1.4. Возраст учащихся – 5-7 лет
1.5. Комплектование объединений - с 15 августа по 10 сентября (так же
допускается в течение всего календарного года на основе результатов
входного контроля)
2. Адрес места осуществления образовательного процесса
2.1. 653206, РФ, Кемеровская область, Прокопьевский МО, с.Терентьевское,
ул. Стадионная 2
3. Продолжительность учебного года
3.1. Начало учебного года – 01.09.2022 г.
3.2. Окончание учебного года – 31.05.2023 г.
3.3. Количество учебных недель 36 недель
4. Режим работы в период каникул:
4.1. В каникулярное время занятия проводятся по расписанию (при
необходимости допускается проведение занятий
по временному
расписанию, составленному на период каникул (перенос занятий на утреннее
время) на основании приказа директора детского сада)
5. Сроки контроля:
5.1. входной – 25.09. - 05.10. 2022г.;
5.2. промежуточный – 15-25 декабря 2022г.;
5.3. итоговый - 10-20 мая 2023г.
6. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 января - Новогодние праздники;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы.

14

Приложение № 2
Правила техники безопасности на занятиях ИЗО
1. Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными
ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
3. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
6. Нельзя резать на ходу.
7. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания
и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
8. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
9. Использовать режущие инструменты только по назначению.

(
Правила пользования рисовальными принадлежностями
и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по
партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для
работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания
кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
15

4. Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог
должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на
расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать
ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с
помощью кнопок, чтобы она не двигалась во время работы.
8. Рисовальные принадлежности должны храниться
отведённом месте.

в специально

9. Готовые рисунки должны храниться в папках, а объёмные поделки в
шкафу.
10.После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь
другой рабочий материал убран.
11. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
12. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и
рабочего стола.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».